У китайского кино бывали и лучшие времена. Интересные китайские режиссеры ушли в подполье, а мейнстрим в Китае испытывает трудности в финансовом и творческом плане. The China Project рассказывает о самых заметных фильмах года, которые стоит (или не стоит) посмотреть.
Политика страны в отношении коронавируса, финансово нестабильная киноиндустрия и ужесточение цензуры сделали год совсем безрадостным. По данным билетной платформы Maoyan Entertainment, «золотая неделя» в октябре (праздничные каникулы по случаю Дня образования КНР) принесла самые низкие кассовые сборы за семь лет. А продажи билетов за весь год, похоже, составят чуть более 50% от уровня 2021 года.
Качество новых китайских фильмов вряд ли улучшится в ближайшее время. В этом году среди хаоса пропаганды, «воинов-волков», кипящих страстей и ударных полицейских драм как никогда было сложно найти фильмы, которые стоит рекомендовать. Основная масса фильмов больше не отражает то лучшее, что может предложить китайский кинематограф. Все интересные режиссеры ушли в подполье, прибегая к небольшим показам на кинофестивалях, дружеских вечеринках или в нескольких смелых кинотеатрах на пару дней.
Самый успешный в прокате: Битва на озере 2
Битва на озере 2 | Battle at Lake Changjin 2 | 长津湖之水门桥 | Рейтинг Douban: 7,2
Патетический фильм «Битва на озере 2» заработал за девять месяцев более 4 млрд юаней ($600 млн). Это неудивительно, учитывая, что первая часть стала самым кассовым китайским фильмом за всю историю. Это был хороший патриотический боевик о том, как армия Китая давала отпор США во время Корейской войны (1950-1953).
Сиквел предлагает то же самое, но увеличивает все в размерах. Еще больше удобоваримого патриотизма, завязанного на противодействии США, и веселого куража У Цзина (吴京), звезды фильма «Война волков». На этот раз главный герой и его банда должны взорвать стратегический мост, чтобы остановить отступление американцев. Благодаря 30 взрывам в минуту, дрожащие китайские оборванцы побеждают превосходящую технику противника за счет самопожертвования, ума и бескомпромиссного мужества. Например, в сюжете тепло огнемета «воскрешает» одного из замерзших солдат.
Самый спорный (и лучший в обзорах): Возвращение в прах
Возвращение в прах | Return to Dust | 隐入尘烟 | Рейтинг Douban: 8,5
Получив невероятные 8,5 балла из 10 на портале рецензий Douban (китайский аналог IMDb), «Возвращение в прах» рассказывает очаровательную историю двух социальных изгоев, медленно обретающих счастье в браке по расчету. Пока времена года сменяют друг друга, пара строит ферму, защищается от презрения посторонних и создает прочную внутреннюю связь. Когда фильм вышел, государственные СМИ продвигали его как напоминание о бедности в сельских районах Китая. Однако к концу сентября артхаусный фильм был снят с проката в кинотеатрах и на онлайн-платформах. «Все знают, что бедных много, — сказал журналу The Economist китайский продюсер Лэй Мин (雷明). — Но правительство не хочет, чтобы китайцы смотрели слишком много такого».
Самый недооцененный: Маньчжурский тигр
Маньчжурский тигр | Dongbei Tiger | 东北虎 | Рейтинг Douban: 5,9
У «Маньчжурского тигра» в настоящее время — всего 5,9 балла на Douban, его критикуют как «слишком медленный». Но он заслуживает большего хотя бы потому, что стал лучшим фильмом на Шанхайском международном кинофестивале. Сюжет простой: любовный треугольник и мертвая собака. «Маньчжурский тигр» — это медлительная интеллектуальная картина, наполненная изысканными кадрами снежно-ржавых вершин северо-востока вперемешку с грубым провинциальным юмором. Ему удается даже цензуру сделать занимательной: дисклеймер об аресте всех нарушителей мелькает на экране так быстро, что контрастирует с остальным фильмом.
Самая большая господдержка: Команда воинов
Команда воинов | Company of Warriors | 勇士连 | Рейтинг Douban: нет рейтинга
Компартия любит хорошие истории о себе. Что может быть лучше, чем солдаты Красной Армии, пересекающие узкий шаткий мост во время Великого похода? Ужасающий обрыв, пули Гоминьдана? Этот был легендарный переход через мост Лудин, история которого, как признавал Дэн Сяопин, была преувеличена. Фильм «Команда воинов» выпущен на стриминговых платформах в преддверии 20-го съезда партии. Это один из множества похожих патриотических фильмов о том, как солдаты Красной Армии с воками вместо щитов миллиметр за миллиметром продвигаются вперед. Несколько правительственных ведомств оказали помощь в производстве и режиссуре, а газета «Жэньминь жибао» похвалила фильм за пропаганду «сильных патриотических эмоций» и распространение «красной культуры».
Самый банальный: Обыкновенные герои
Обыкновенные герои | Ordinary Hero | 平凡英雄 | Рейтинг Douban: 6,3
Сентиментальная занудная история. Сюжет рассказывает о маленьком мальчике с грустными глазами. Он летит в Урумчи, чтобы спасти руку, которую оторвало трактором. Синьцзян показан через розовые очки. Cолдаты НОАК передают срочные отчеты о мальчике в оживленном стаккато. А веселый ансамбль из Урумчи поет в проходе самолета, чтобы мальчик не заснул (и не умер). Тут же воспоминания мальчика, резвящегося на хлопковом поле на закате, крещендо, скрипки. И, конечно, государство спасает положение. Но после пожара Урумчи в ноябре, не говоря уже о центрах перевоспитания в Синьцзяне, такая похвала провинциальному правительству оставляет тошнотворное послевкусие.
Разочарование года: Жесткая любовь
Жесткая любовь | Hard Love | 炼爱 | Рейтинг Douban: 7,1
На церемонии вручения премии «Золотая метла», которая ежегодно выбирает самые слабые релизы, «самым разочаровывающим фильмом» была названа шаблонная комедия «Другой я» (李茂换太子). Но The China Project присуждает победу «Жесткой любви» — документальному фильму о «женщинах за тридцать» в Пекине. Они финансово независимы, но ищут мужчин для брака. Этот фильм мог бы рассказать, например, почему все больше, чем когда-либо прежде, молодых женщин не выходят замуж. Вместо этого здесь пять женщин, охотящихся за выгодной партией. Бесконечные свидания вслепую и вечно ворчащие родственники подразумевают, что персонажи могут обрести истинное счастье, только имея супруга. Это типичное видение женщин в китайском кино: в ловушке неравной власти их истинный потенциал раскрывается только через призму материнства и ведения хозяйства.
Худшие рецензии: Десять лет любви
Десять лет любви | Ten Years of Loving You | 十年一品温如言 | Рейтинг Douban: 2,8
«У меня было предчувствие, что это будет провал, но я не думал, что все может быть настолько плохо», — так язвительно начинается одна из рецензий на сырую мелодраму «Десять лет любви». Возьмите двух молодых влюбленных, разлученных на десять лет, добавьте в сюжет самоубийство, немного онкологии — и заработайте жалкие 2,8 балла на Douban. Фильм был адаптирован из популярного онлайн-романа, а новость о том, что его премьера состоится в День святого Валентина, на какое-то время заняла второе место в списке горячих запросов на Weibo. Но аудитория из молодых жеманных парочек, ждущих чего-то трогательного, осталась с горьким привкусом во рту. Он был во всем: в неуклюжем сценарии, пустых персонажах, непонятных сюжетных поворотах.
Лучший инди-фильм: Один и четыре
Один и четыре | One and Four | 一个和四个 | Рейтинг Douban: 7,2
В 2022 году этот тибетский триллер получил награду как «Лучший полнометражный фильм» на Международном кинофестивале FIRST, который, возможно, является последним оплотом творчества в китайском кинематографе. Сюжет повествует о четырех мужчинах, которые врываются в хижину лесничего на ледяном плато Цинхай в Тибете. Они вооружены винтовками, а на дороге лежит мертвый полицейский. Тибетский режиссер Джигме Тринли (久美成列) копирует мрачные пейзажи и безжалостных персонажей из вестернов, таких как «Омерзительная восьмерка», и применяет их к Гималаям. Это интересный поворот для тибетского кино, которое обычно имеет дело с религией, моралью и совершенствованием. Тринли сказал в интервью, что хотел дистанцироваться от тибетской культурной самобытности и сосредоточиться на внутренней тьме человека.
Подготовила Альбина Шелест
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.