В Китае все больше семей отказываются от традиционной практики передачи детям фамилии отца. Вместо отцовской фамилии ребенок может получить фамилию матери, а некоторые родители дают детям двойные фамилии. Но что это: прогресс в гендерном равенстве или все тот же патриархат, только в другой форме? Разбираемся вместе с Sixth Tone.
Традиционный китайский брак, основанный на патриархальных устоях, постепенно устаревает. Молодые китайцы после свадьбы съезжают из родительского дома, стараются распределять время и ресурсы между родственниками мужа и жены, а также ищут баланс между заботой о семье и работой.
Поэтому и традиция называть детей по отцовской фамилии подвергается сомнению в некоторых частях Китая. Некоторые семьи предпочитают давать детям фамилию матери, а другие создают двойные фамилии.
Наиболее очевидное объяснение этой тенденции — социальный прогресс и изменение взглядов на гендерные роли. Модернизация китайского общества является следствием экономического роста, урбанизации, распространения высшего образования и более прогрессивных культурных установок.
Однако не все исследователи согласны с тем, что социальный прогресс заставляет семьи отказываться от глубоко укоренившихся представлений о родословной. Социолог 20 века Фэй Сяотун цитировал известное высказывание китайского философа Мэн-цзы о «трех способах быть непочтительным к старшим». Он отмечал, что самый главный — это не иметь потомства. Это доказывает, что китайские семьи придавали большое значение своей родословной и преемственности поколений.
По старым социальным нормам наследование происходило только по мужской линии, поэтому для прошлых поколений сыновья были необходимостью. Однако из-за политики одного ребенка китайцы потеряли гарантии на возможность рождения сыновей. Некоторые исследователи полагают, что на этом фоне передача фамилии не по линии отца — это лишь способ восполнить недостаток сыновей в семье: семьи стремятся сохранить род через дочерей.
Социолог Сюй Ци и его команда выяснили, что традиция давать ребенку имя по материнской линии особенно распространена в деревнях Восточного Китая: под Шанхаем, в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Также исследователи отметили, что эта практика была характерна для семей, где уровень образования матери был низким. Детям чаще давали фамилию матери, если у отца был более низкий социально-экономический статус, а у матери не было братьев. Получается, порядок передачи фамилии не всегда можно объяснить прогрессивными взглядами на жизнь.
Другими словами, продолжение родословной по матери стало альтернативой для семей, которые не имеют сына. Сюда же относится традиционная, но не распространенная практика переезда жениха в дом невесты (入赘 rùzhuì). К этой традиции прибегают в тех случаях, когда мужчина имеет более низкий социально-экономический статус по сравнению с женой.
Двойные фамилии чаще появляются в семьях, проживающих в современных городах, и в семьях, где женщина имеет высокий уровень образования. При этом не имеет значения ни относительный социально-экономический статус супругов, ни наличие братьев и сестер. В семьях, где у жены нет братьев или сестер, могут выбрать составную фамилию, но чаще предпочитают давать детям только фамилию матери.
Эти данные доказывают, что рост использования сложных составных фамилий не связан с уменьшением рождаемости или необходимостью передавать фамилию по наследству. Скорее всего, это объясняется изменениями в обществе, которые произошли из-за модернизации.
В частности, использование фамилии матери может быть взвешенным решением тех семей, которые хотят продолжить родословную в условиях снижения рождаемости. С другой стороны, использование составных фамилий может отражать концептуальные изменения, которые происходят в обществе в результате его модернизации. Обе эти тенденции растут.
Разнообразие и сложность изменений в фамилиях подтверждают теории, выдвинутые восточноазиатскими социологами. Например, «теория сжатой современности» (compressed modernity) корейского социолога Чан Кёнсепа и «теорию мозаичного фамилизма» (mosaic familism) китайской исследовательницы Цзи Инчунь. С одной стороны, в Китае сосуществуют традиционные, современные и даже постмодернистские идеи и установки. С другой стороны, из-за ускорения демографического перехода и территориальной дифференциации в стране распространяются разные типы и концепции семейных отношений.
В целом выбор фамилии для ребенка в современном Китае отражает столкновение и сосуществование традиционных представлений и современных потребностей. Быстрые социальные и демографические изменения в стране усугубили проблемы патриархата. В то же время они создали условия для развития матриархата и изменений в порядке передаче фамилий. Они хранят традиции, но соответствуют духу времени.
Автор текста — Сюй Ци, доцент социологии в Нанкинском университете.
Подготовила Анна Муканова
Подписывайтесь на новый лайфстайл-канал от ЭКД в Телеграме «Китай Life». В нем мы рассказываем о китайской культуре, менталитете, трендах и туристических направлениях.