18 января в КНР заработал онлайн-сервис, с помощью которого посетители могут проверить, является ли тот или иной человек, называющий себя «живым буддой», таковым на самом деле согласно принципам тибетско-монгольского буддизма, пишет China Daily.
Главной задачей сервиса, работающего на сайтах Государственного управления по делам религий КНР www.sara.gov.cn и www.tibet.cn, является верификация подлинности религиозных деятелей. В базу уже внесены 870 живых будд, в том числе вице-президент Буддийской ассоциации Китая (БАК) Друханг Тубтен Хедруп, который заявил на церемонии открытия сервиса:
«Будучи живым буддой, я невероятно рад этому событию».
Онлайн-сервис появился в ответ на участившиеся случаи религиозного мошенничества в Китае. Система также имеет базу «поддельных будд», куда попадают лица, уличенные в обмане верующих с целью получения денег и негативно влияющие на образ тибетского буддизма и его духовных деятелей.
БАК пояснила, что система, доступная на компьютерах и смартфонах, собирает точную и подробную информацию о живых буддах: фотографии, имена, религиозные имена, монашеские титулы, даты рождения, религиозные школы, номера сертификатов подлинности и адреса монастырей проживания. Сбор информации, начатый в 2010 году, все еще продолжается.
Живой будда или ту́лку — одно из трех тел Будды, форма проявления Будды в мире людей. Институт тулку появился в 13 веке в Тибете и не имеет аналогов в других религиозных учениях, однако в тибетской культуре играет важную политическую роль — с 14 века из тулку школы Гелуг (самая популярная школа буддизма в РФ) выбирается Далай-лама, духовный лидер всех верующих тибетско-монгольского направления буддизма.
Как пишет журнал Time, представитель правозащитной организации Amnesty International по Восточной Азии увидел во введении базы сертифицированных живых будд попытку китайских властей проконтролировать ситуацию с выбором нового Далай-ламы, когда для этого придет время:
«База данных живых будд и в целом политика относительно реинкарнации — это очевидный опережающий шаг правительства, чтобы проконтролировать ситуацию после действующего Далай-ламы. Они [китайские власти] хотят заранее подготовить почву для действий после смерти Далай-ламы».
Тибетские буддисты верят, что тулку является воплощением одного из персонажей буддийского пантеона, в частности, Далай-лама — это воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.
В прошлом году Далай-лама XIV, покинувший Тибет в 1959 году и получивший политическое убежище в Индии, заявлял, что новый Авалокитешвара не родится в Тибете до тех пор, пока территория находится под властью Пекина. В ответ КНР обвинила его в профанации веры и продолжает считать опасным сепаратистом.