Виды китайских СМИ. Журналистика в мире цензуры и позитивной повестки

Виды китайских СМИ. Журналистика в мире цензуры и позитивной повестки

Китайская газета Жэньминь Жибао. Фото: Al Jazeera

Официальный Пекин держит информационную повестку в Китае мертвой хваткой. Понимание медийной ситуации в стране очень важно, чтобы знать, каким сведениям доверять, а какие подвергать сомнению. InkStone рассказывает о трех категориях современных СМИ Китая.

Американские социальные сети начали помечать аккаунты СМИ, которые связаны с иностранными государствами. YouTube добавил специальные пометки для государственных СМИ в 2018 году. Facebook и Twitter начали делать то же самое в преддверии президентских выборов в США. Twitter даже уменьшает число появлений постов от госСМИ и представителей правительства в лентах пользователей.

Однако пометка о связи с правительством не отражает реальности в случае с китайскими СМИ. Государственный рупор CCTV и более независимое финансовое издание Caixin различаются достаточно, чтобы не относить их к одной проправительственной категории, как это делает Twitter.

Twitter has labeled the accounts of Global Times, as well as its editor Hu Xijin, as ‘China state-affiliated media.’
Главные редактор китайского таблоида Global Times Ху Сицзинь. Аккаунт издания и аккаунт Ху в Twitter помечены как правительственные учетные записи. Фото: SCMP/Simon Song

«Позитивная повестка»

Все китайские СМИ работают в лабиринте из политических установок. Издания получают официальные указания от государства по поводу сюжетов и цензуры. За нарушения СМИ могут лишить лицензии. При действующем председателе КНР Си Цзиньпине независимую журналистику поставили в еще более узкие рамки. Си Цзиньпин призвал китайские СМИ «хорошо рассказывать истории о Китае», строго придерживаться партийного курса и сосредоточиться на «позитивной повестке».

Китай — крупнейшая в мире «тюрьма» для журналистов, считает международная неправительственная организация Комитет защиты журналистов. В Китае репортеры во время работы часто сталкиваются с агрессией и слежкой властей.

Политические разногласия в начале 2020 года привели к тому, что США запретили многим журналистам из Китая работать на своей территории. Китай также ответил высылкой журналистов.

Рупоры государства

China’s ruling Communist Party has demanded loyalty from the country’s publishers.
Фото: Reuters/Thomas Peter

В Китае несколько изданий, которые напрямую отражают позицию Коммунистической партии. В частности, Жэньминь Жибао — крупнейшая в стране газета. ЖМЖБ печатает статьи с такими заголовками «Эти слова благодарности медицинским работникам от генерального секретаря (Си Цзиньпина) тронули сердца людей» или «Почему китайцы так любят Компартию?».

Другие главные госмедиа — Центральное телевидение Китая (CCTV), информационное агентство Синьхуа, англоязычные издания China Daily и Global Times.

У этих изданий сотни офисов по всему миру. Они помогают Партии распространять свою точку зрения как в Китае, так и в других странах. Они также играют роль посредника для властей, когда нужно делать важные заявления или намеки. Так, широко известный специалист по инфекционным заболеваниям и пульмонолог Чжун Наньшань рассказал о передачи Covid-19 от человека к человеку в интервью на CCTV. Подробную информацию о законе о национальной безопасности Гонконга тоже впервые опубликовали в госмедиа.

В 2019 году репортеров и редакторов из госСМИ попросили пройти тест на лояльность председателю Си Цзиньпину и его политическому мышлению.

Полунезависимые медиа

Hu Shuli founded Caixin Media, an influential publication that has a strong record of investigative journalism.
Основательница издания журналистских расследований Caixin Ху Шули. Фото: SCMP

Хотя все СМИ ограничены партийными указаниями, некоторые издания регулярно расширяют границы дозволенного.

Шанхайское издание The Paper пишет о том, про что госмедиа не говорят: коррупционных скандалах и нарушении трудового законодательства. Именно в The Paper вышло интервью с бывшим работником компании Huawei, которого задержали по подозрению в вымогательстве, когда он потребовал выходное пособие. Журналисты The Paper специально публикуют и пропагандистские статьи, и критические репортажи.

В начале эпидемии Covid-19 полунезависимые издания были на передовой происходящего в Ухане, где впервые выявили коронавирус. Пекинское издание Caixin публиковало истории-расследования из эпицентра эпидемии, разбиралось в деле осведомителя Ли Вэньляна, который первым забил тревогу из-за тогда неизвестной болезни.

Журнал Renwu опубликовал интервью с доктором Ай Фэнь, главой отделения неотложной помощи в Уханьской больнице. Ай сделали выговор за то, что она пыталась предупредить людей о коронавирусе. Интервью позднее удалили, но интернет-пользователи старались удержать его онлайн, переводили на иностранные языки и всячески избегали цензоров.

Другие независимые медиа — это, например, пекинский журнал Caijing и несколько либеральная газета из Гуанчжоу Southern Weekly. В 2013 году редакция газеты устроила забастовку, потому что цензорам не понравилась новогодняя редакционная статья: в ней призывали к соблюдению конституции, а не расхваливали Партию.

Новые медиа

Some writers in mainland China have earned a big following by publishing articles on social media. In the country, they’re known as ‘self media.’
Фото: AFP/Nicolas Asfouri

Популярность социальных сетей привела к популярности индивидуальных медиа (自媒体 zì méitǐ мы-медиа) — людей, которые пишут и публикуют контент в своих аккаунтах Weibo (китайский аналог Twitter) или официальных аккаунтах WeChat. WeChat — незаменимое приложение в Китае с 1,2 млрд пользователей по всему миру, в которое встроен мессенджер, соцсеть, электронный кошелек, покупки билетов, заказ такси, аренда, оплата коммунальных услуг и другое.

College Daily — крупный аккаунт, ориентированный на китайских студентов за границей. Жэнь И, внук высокопоставленного партийца Жэнь Чжунъи, ведет свой политический блог под псевдонимом «Председатель Кролик» (兔主席 Tù zhǔxí). Другой пример — популярный комик Papi Jiang, ее настоящее имя Цзян Илэй. Ее саркастичные видео о жизни и отношениях смотрят 33,2 млн зрителей на платформе Weibo.

Правительственные ограничения коснулись и индивидуальных медиа. В июле 2020 китайские цензоры запустили национальную кампанию по устранению ложного контента, информации, вводящей в заблуждение, спама и непристойного содержания.

К другим новым медиа также относят платформы коротких видео и прямых трансляций Pear Video и Douyin (китайская версия TikTok). Все они подвержены цензуре и находятся под пристальным вниманием властей.

Подготовила Елизавета Петрова

Поделиться: