Как китайские техногиганты привлекают молодых клиентов с помощью стендапа

Фото: CGTN

Смех — не только лучшее лекарство, но и хороший инструмент рекламы. Это доказывает опыт китайских компаний: в последние годы здесь стали организовывать специальные комедийные шоу. Их проводят популярные стендап-комики, а спонсируют крупные компании вроде JD.com и Meituan. Так они привлекают молодую аудиторию и продвигают свои бренды, рассказывает South China Morning Post.

В 2019 году крупнейший в Китае сервис заказа такси Didi Chuxing провел специальный часовой комедийный концерт. Компания пригласила выступить нескольких стендап-комиков, чтобы реабилитироваться после серии громких дел о нападениях водителей на пассажиров. Комики готовили шутки именно о сервисе Didi.

Шоу было успешным. Другие корпоративные гиганты, включая Suning и Alibaba, тоже стали уделять внимание комедийным концертам как инструменту рекламы.

«Компании используют стендап, потому что эти шоу становятся популярнее у более молодых клиентов. Стендап помогает узнать вкусы и предпочтения молодежи, а также ее отношение к потреблению, жизни и обществу», — объясняет Лайнус Гуань, комедийный автор и продюсер.

Такое внимание со стороны крупных корпораций увеличило требования комиков-исполнителей. Мероприятия в формате открытого микрофона проводят по всей стране, а профессиональные комики берут за концерты втрое больше, чем несколько лет назад.

«Известные стендап-комики могут брать за выступление до миллиона юаней ($155 тыс.). В конце 2010-х эта сумма составляла только 300 тыс. юаней. Если учитывать расходы на продвижение, то часовое шоу обойдется в 30 млн. Но бренды не пугает даже такая цена», — добавляет Лайнус Гуань.

В последние годы, а особенно во время эпидемии, большим спросом пользовались онлайн-стендапы. Но и офлайн-мероприятия остаются популярными — их любят офисные работники и студенты за возможность посмеяться над социальными проблемами.

«В прошлом году у комика могло быть запланировано по 4-5 шоу в месяц. В этом году спрос намного выше: у меня ежемесячно от 16 до 30 концертов», — делится Лян Сяочжи, комик из Дунгуаня (провинция Гуандун) и основатель Greater Bay Club.

Смех может быть отличным способом забыть о трудностях пандемийного времени. Но китайским комикам нужно выбирать шутки с умом, чтобы не стать объектом цензуры. Политика и многие другие темы под запретом. Однако переживания молодых о будущем, работе, деньгах и отношениях создают благородную почву для юмора. Большая часть стендап-аудитории младше 40 лет, а примерно 10% зрителей родились в 2000-х, отмечает Лян Сяочжи.

«Если посмотреть последние шоу, в частности, офлайн-концерты, можно получить хорошее представление о том, что молодежь думает о стране и обществе. Но нужно поторопиться, потому что многие темы вскоре могут цензурировать», — предупреждает Лайнус Гуань.

Власти уже пресекли обсуждение так называемого образа жизни «танпин» (躺平), когда молодые «лежат плашмя», то есть бросают попытки гнаться за карьерой и деньгами и довольствуются малым. Или понятие «инволюции» (内卷) — этим словом описывают современное китайское общество, где каждый словно застрял в бесконечной погоне за успехом и никто не может выиграть. Комиков также призвали не шутить о новой политике третьего ребенка.

«Китай ограничивает комедийные темы, поэтому комикам нужно работать в рамках, которые установили власти», — поясняет Лян Сяочжи.

Длинный список запрещенных тем создает проблемы для спонсоров и организаторов стендап-шоу.

«Все стараются искать темы, которые будут интересны молодежи. Комики соревнуются с властями и шутят о том, что еще не запрещено — чтобы молодые зрители смеялись», — отмечает Венди У, независимый контент-продюсер из Шэньчжэня.

Венди У рассказала о новом стендап-шоу одной из известных женщин-комиков Ли Сюэцинь. Получасовое выступление Ли обошлось спонсору в 10 млн юаней. Оно называлось «Общество поглотила инволюция. Может быть, нам просто полежать?». Во время записи цензоры потребовали поменять все упоминания инволюции на фразу «сильная усталость», а на этапе постобработки пришлось вырезать шутки про танпин.

«Итоговый вариант стоил инвестору больших денег. Не исключено, что из-за редактуры шоу даже не смешное».

Также читайте на ЭКД:

Подготовила Елизавета Петрова

 

scroll to top