Танпинское восстание: почему среди китайской молодежи стал популярен стиль жизни без стресса?

Танпинское восстание: почему среди китайской молодежи стал популярен стиль жизни без стресса?

Иллюстрация: Weibo

Китайская молодежь страдает от тяжелой жизни. Ее угнетает конкуренция в образовании, ненормированный рабочий график и высокие цены на жилье. Миллениалы не хотят жить в вечной борьбе за место под солнцем. Так появился подход «танпин» — работа без стресса в рамках своих возможностей. Почему молодые китайцы предпочитают жизнь на «пониженной передаче» и почему властям это не нравится, рассказывает ЭКД.

Танпин — идеология безделья?

Словосочетание «танпин» (躺平) можно перевести как «лежать плашмя». Новый интернет-сленг стал продолжением тренда на пораженческие настроения среди китайских миллениалов. Этим словом молодые китайцы описывают состояние, когда человек работает без напряжения, в рамках своих возможностей или не работает вовсе.

«Танпин» не синоним даосского недеяния. Ключевая составляющая нового тренда — правильное отношение к жизни в конкурентной среде. Вместо ежедневной борьбы с самим собой и обществом люди выбирают безынициативный, апатичный подход к происходящему вокруг. Свобода, поддержание низких стандартов жизни, обилие отдыха и забота о себе заменяют «танпинистам» богатство, карьеру и остальные прелести ежедневного труда.

Один из любимых мемов танпинистов: «Лежащий душистый лук сложно срезать». Фото: cyber-insider.com

Пассивное лежание без сражений с миром стало точно описывать душевное состояние измотанных конкуренцией китайцев. Молодежь поняла: лежачего простака трудно сломить, поэтому нет необходимости менять среду вокруг себя. На тему слова «танпин» появилось множество интернет-мемов, а само понятие стало рамочным для всей китайской культуры траура (丧文化). Оно охватывает весь спектр упаднических настроений: от разочарования судьбой до пессимизма.

О давлении — во весь голос

В апреле нынешнего года на форуме Baidu Tieba (百度贴吧) появилась статья с говорящим названием «Лежание как истина» (躺平即是正义). В заметке автор описывает свою жизнь на протяжении двух лет как свободную и счастливую.

«Я уже два года не работаю и чувствую, что все делаю правильно. В день ем два раза, так как решение проблемы еды — решение всех проблем. Ежемесячные траты держу в пределах 200 юаней. Если средства кончаются, то в год могу один или два месяца поработать», — рассказывает о своем быте автор.

День при таком подходе к происходящему состоит из отдыха. Автор лежит дома, отдыхает в лежачем положении и на улице. Снижение расходов до минимума и перебивание случайными заработками он назвал истиной.

Фото иллюстративно. Источник: ifengimg.com

Статья «Лежание как истина» стала отправной точкой формирования танпинизма как идеологии. Автор даже сформулировал и основные цели нового направления:

  • не состоять в отношениях,
  • не заводить семью,
  • не рожать детей,
  • не быть дураком.

На создание идейного течения автора подтолкнула обстановка в собственной семье. Он рассказывал:

«Давление в основном исходит из поиска своего места в жизни. Это приходится делать из-за сравнений с близкими людьми и под влиянием традиционных взглядов родителей».

По словам основоположника танпинизма, родители ежедневно напоминают китайцам о необходимости создать семью и родить детей. Такое психологическое давление негативно сказывается на молодежи.

Интернет-мем «Новое движение несотрудничества — танпин». Фото: ec.ltn.com.tw

Крик души многих китайских миллениалов благодаря статье услышали во всех уголках страны. Миллионы читателей увидели материал, начали оставлять под ним комментарии. Пользователи создали виртуальные группы единомышленников и принялись делиться собственным опытом. Однако ситуация достаточно скоро вышла за рамки социальных вопросов и начала беспокоить политиков. Уже в мае материал «Лежание как истина» и связанные с ним статьи удалили со всех платформ. На сторонников танпинизма обрушился шквал критики.

Проблемы с жильем, работой и другие истоки танпинизма

Идея о жизни без конкуренции и стресса родилась в Китае не на пустом месте. Она лишь стала воплощением борьбы с тем, что вызывает апатию и чувство беспомощности у молодых китайцев.

Конкуренция в среде молодежи начинается со вступительного экзамена в вузы — гаокао. В нынешнем году в нем приняли участие рекордные 10,78 млн школьников. Не все абитуриенты попадают в престижные вузы, а провал на решающем экзамене в жизни равносилен потере лица перед семьей и друзьями. Не в состоянии справиться с жестким режимом подготовки к гаокао, ученики периодически находят возможность выместить свое негодование. Например, коллективным уничтожением учебной литературы или членовредительством.

Китайские школьники за подготовкой к вступительному экзамену в вузы гаокао. Фото: SCMP

Второй источник повышенного давления — рабочая атмосфера. В китайских компаниях широко распространены жесткие рабочие графики. Они зашифрованы цифрами «996», «715» или «007». Идею о работе с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю продвигал в массы основатель гиганта электронной коммерции Alibaba Джек Ма. Другие схемы заключаются в работе с 7 часов утра 15 часов в день или ежедневном труде с утра до ночи вовсе без выходных.

Ненормированный режим работы влияет на психологическое здоровье китайцев. Горькую пилюлю упорного труда не подслащает даже стабильный рост зарплаты. По данным государственного статистического управления КНР, в 2020 году средняя зарплата новых сотрудников государственных предприятий составила 97,3 тыс. юаней в год, частных фирм — 57,7 тыс. юаней. Рост по сравнению с 2019 годом составил 7,6% и 5,2% соответственно. Хотя компании начинают отказываться от чрезмерных переработок сотрудников, у китайской молодежи все еще с трудом получается балансировать между работой и отдыхом.

Рабочая обстановка в офисе китайской компании. Фото: The New York Times

Важный фактор неуверенности китайской молодежи в будущем — цены на недвижимость. В современном китайском обществе покупка жилья, машины, создание семьи и основание своего бизнеса стали критериями личного успеха. Тем не менее, молодым китайцам они зачастую недоступны.

К концу 2020 года цена квадратного метра недвижимости в крупнейших городах Китая — Шанхае, Пекине и Шэньчжэне — превысила 59 тыс. юаней ($9,1 тыс.), 64 тыс. юаней ($9,9 тыс.) и 87 тыс. юаней ($13,4 тыс.) соответственно. Примечательно, что за год недвижимость в Шэньчжэне выросла в цене на 34,25%. Оптимизма не добавляет и рост стоимости аренды квартир. Особенно болезненно невозможность купить квартиру сказывается на парнях-китайцах. Своя крыша над головой — зачастую одно из условий согласия родителей девушки на свадьбу.

Современный жилой комплекс в Шанхае. Фото: The Paper

Проводимая до 2015 года политика «одна семья — один ребенок» тоже утяжелила груз ответственности на молодых. Она породила проблему демографического дисбаланса по формуле «4-2-1». Современные китайцы поколения 80-х и 90-х после женитьбы должны заботиться о двух родителях и четырех стариках. В конце мая власти страны разрешили гражданам иметь троих детей. Молодежь спрашивает: если придется содержать семью с детьми из девяти человек, откуда брать деньги, чтобы поддерживать себя в рабочем состоянии?

В интервью изданию Sixth Tone профессор факультета китайского языка Восточно-китайского педагогического университета Хуан Пин отметил, что танпинизм — всего лишь один из способов сбросить с себя тяжкое бремя жизни:

«Когда не успеваешь за развитием общества, как это бывает в случае с повышением цен на жилье, жизнь с пониженными запросами становится самым рациональным выбором», — полагает профессор.

По лежебокам — из всех пропагандистских орудий

После интернет-взлета популярности идеи танпина правительство стало воспринимать его резко негативно. Многие статьи о праздной жизни в соцсетях были удалены, а группы единомышленников закрыты. Государственные СМИ жестче всех раскритиковали танпинистов.

Постер «Лежание как большая угроза». Фото: mnewstv.com

Так, ИА Синьхуа опубликовало материал под хлестким заголовком «Позорное лежание. Где в нем истина?» («躺平»可耻,哪来的正义感?). Журналисты признают, что современная конкурентная среда в обществе оказывает давление на молодых китайцев. Однако само явление «танпин» авторы называют выдумкой меньшинства. По их словам, большая часть китайской молодежи по-прежнему выбирает труд в поте лица.

«Борьба сама по себе — тоже счастье. Только жизнь в борьбе можно назвать счастливой. И хотя нельзя умалять значение внешнего давления на людей, но все же лучше с энтузиазмом идти вперед, чем постоянно жаловаться на жизнь и вздыхать. Волевая молодежь нормально относится к нагрузке и борьбой пробивает себе путь вперед», — полагают авторы.

Леность, выкручивание своих потребностей на минимум и упадничество называются в статье нехарактерными чертами для молодого поколения. В статье Китай называют страной с огромными рыночными преимуществами, где каждый может реализовать свою личную мечту. Авторы надеются, что китайские миллениалы сохранят должное мужество и не сдадутся без боя перед лицом малейшего напряжения. Статьи и заметки, написанные в подобной стилистике, появились также на сайте партийной газеты Жэньминь Жибао и ряде форумов.

Кроме разгромного текста о вреде танпинизма, агентство Синьхуа сняло видеоролик о пользе многочасовой работы. Героем видео стал 86-летний ученый из научно-исследовательского института Южно-Китайского моря при Китайской академии наук Чжао Хуаньтин. Каждый день Чжао работает по 12 часов. В заголовке к ролику подчеркивается твердое нежелание ученого отдыхать даже в преклонном возрасте.

Герой кампании по дискредитации «танпинистов» — ученый Чжао Хуаньтин из Гуанчжоу. Фото: news.cyol.com

К кампании по дискредитации танпинизма подключились ученые и общественные деятели. Например, профессор университета Цинхуа Ли Фэнлян (李锋亮) назвал танпин безответственным отношением к жизни. По мнению Ли, такое учение оскорбляет не только родителей молодых людей, но и сотни миллионов усердно работающих налогоплательщиков. Более агрессивную позицию занял известный ведущий китайского телевидения Бай Яньсун (白岩松). Он обвинил молодежь страны в невозможности противостоять даже самой малой нагрузке.

«Неужели все наши желания сводятся к дешевым квартирам и работе, которую легко найти? Хотите, чтобы совсем нагрузки не было? Чтобы каждая понравившаяся девушка становилась вашей? Это невозможно», — гневно резюмировал Бай Яньсун.

Молниеносная реакция по искоренению танпинизма обусловлена подходом властей Китая к мобилизации трудовых ресурсов. В 2017 году председатель КНР Си Цзиньпин произнес лозунг «Работать, засучив рукава» (撸起袖子加油干). Так лидер страны стремился поднять уровень жизненных сил общества. В подобных условиях желание снять с себя лишнюю нагрузку и проводить жизнь лежа, без стресса, создает оппозицию политике партии. Государство опасается, что отказ работать в поте лица создаст угрозу производительной мощи Китая.

Партийный плакат с призывом «Работать, засучив рукава». Фото: xyszjt.cn

Болезненная тема для молодежи

Сейчас активное обсуждение танпинизма уступило место ситуативному. В китайском интернете все еще появляются истории людей, выступающих за или против жизни без стресса и конкуренции. В комментариях к таким постам многие китайцы с пониманием отзываются о танпинском учении.

«Вчера посмотрела видео. Оказывается, в Германии за рождение детей даже платят! Вот черт, из-за того, что нет своей квартиры, все еще непонятно, где оформим сыну прописку хукоу. Живешь, а давление очень большое», — отмечает пользовательница в комментариях на китайском аналоге Твиттера Weibo.

«В современном обществе люди гордятся своими заработками, а конкуренция между людьми сводится к вопросу, кто получает больше. Когда ситуация изменится в лучшую сторону?» — спрашивает другой пользователь.

«Вижу, что жизнь в моем городе становится лучше, но самому мне жить все труднее. Нагрузка правда очень большая. Ты все делаешь, но чем больше работаешь, тем больше дел становится. Красивая поговорка “кому много дано, с того и больше спрос” — самая большая насмешка над ценностью каждого человека», — делится переживаниями третий.

Мем с популярным в Китае медведем Кумамоном: «Я улегся, присоединяйся». Фото: gushiciku.cn

Не все китайцы согласны с целями танпинизма, выдвинутыми автором идеи.

«Само понятие “работать в рамках своих возможностей” не имеет общепризнанной формулировки или критериев. Сравнивать личные мнения каждого бессмысленно», — пишет пользователь социальной сети Zhihu.

Андрей Дагаев

Поделиться: