Новые голоса: как дизайнеры из Китая покоряют мир моды

Фото: SCMP

Влияние китайских дизайнеров в глобальном мире моды стремительно растет. Многие звезды мирового масштаба от Рианны до Лисы из Blackpink все чаще предпочитают именно их продукцию, пишет South China Morning Post.

В сентябре 2021 года Чжоу Жуй, 26-летняя создательница дизайнерского бренда из Шанхая, получила престижную премию LVMH памяти Карла Лагерфельда. Награждение Чжоу привлекло мировое внимание к модной индустрии Китая. Эстетика ее гендерно-нейтрального бренда отражает энергию подрастающего поколения дизайнеров, выросших в стране крупнейшего в мире люксового рынка.

Выпускница Университета Цинхуа и Нью-Йоркской дизайнерской школы Парсонс видит в предметах одежды продолжение человеческого тела. Смелые образы Чжоу уже оценили звезда южнокорейской поп-сцены Лиса и британская певица Дуа Липа.

Одна из работ Чжоу Жуй. Фото: SCMP

В 2018 году 10 сезон глобального fashion-проекта VFiles Runway выиграла китаянка Цю Шутин. Впоследствии девушка также появилась на обложке альбома звезды тайваньской поп-сцены Джолин Цай (蔡依林). В то время 22-летняя Цю еще была студенткой Королевской академии изящных искусств в Антверпене, одной из самых престижных школ модной индустрии.

Еще более впечатляющих высот смог достичь 30-летний Чэнь Пэн (陈鹏), дизайнер из провинции Цзянси. Всего через два года после дебюта ему удалось обойти 15 финалистов и стать призером недели моды в Шанхае. Сейчас его пуховики можно найти в гардеробе Рианны, Пинк и Леди Гаги.

Кадр с показа Чэнь Пэна. Фото: femalemag.com.sg

Наконец, 29-летний Чэнь Сюйчжи, также известный как Дэниел Чэнь). Дизайнер вошел в список финалистов премий LVMH и International Woolmark в 2016-м — всего через год после запуска своей марки.

Тенденция налицо. Новое поколение китайских дизайнеров скоро произведет настоящий фурор. Причем не только в модной индустрии.

Еще один пример: палитра оттенков, разработанная 30-летней Энджел Чэнь, была задействована в коллекции зимних курток бренда Canada Goose. Также Чэнь стала первой китаянкой, запустившей коллаборацию с H&M. Международного признания также добились китайские дизайнеры Инь Ицин, Чжоу Шимо, Линь Вэй и Чжан Мицзя — этот список можно продолжать.

Чжоу Жуй позирует вместе с членами жюри LVMH Karl Lagerfeld, сентябрь 2021 года. Фото: lvmh.com

Дорогу юным талантам когда-то проложили Ума Ван и Го Пэй. Как и их предшественникам, современным китайским дизайнерам приходится бороться со стигматизацией национальной продукции. Нередко звучащую уничижительно фразу «Сделано в Китае» многие дизайнеры заменяют на более актуальную — «Создано в Китае».

В сравнении с Ван и Го, их последователи, как в дизайне, так и в философии своих брендов, ведут себя намного смелее. Они не боятся бросать вызов устоявшимся культурным традициям и в то же время внимательнее относятся к экологии.

Еще в 90-х почерк китайских дизайнеров часто мог быть слишком броским, а традиционные элементы преподносились лишь поверхностно. Однако главная отличительная черта современного поколения — более тонкая подача своего культурного наследия.

Коллекция дизайнера Цю Шутин. Фото: SCMP

Такие перемены стоит связывать с двумя факторами: формированием более зрелой аудитории, заставшей выход Китая на мировые подиумы, и возвращением на родину молодых китайских дизайнеров, получивших образование западного образца.

В китайском мире моды под влиянием новой волны сформировалась определенная экосистема со своими правилами: слепое копирование западных стандартов давно не актуально. Традиционные ценности по-прежнему транслируются в элементах одежды, но сейчас они очевидны только тем, кто сам вырос в китайской культуре.

Дизайнерам уже не приходится создавать что-то «типично китайское». Они свободны выражать свой взгляд и идентичность, как сами считают нужным. Таким образом их бренды находят отклик как внутри Китая, так и на международном уровне.

Дизайнер Цю Шутин. Фото: SCMP

В этом смысле Цю Шутин — эталонный пример. Ее дизайн сочетает в себе элементы, узнаваемые во всем мире: от шотландских килтов до южно-индийских танцев «катхакали». Однако при более близком рассмотрении мы увидим, что базой для всех образов Цю служит шелк, привезенный с ее родины — Ханчжоу.

Дэниел Чэнь вырос в индустриальном Шэньчжэне (провинция Гуандун. В свои работы дизайнер вкладывает воспоминания детства о бабушке, которая вяжет свитера к китайскому Новому году. Известный модный консультант Джулия Гилхарт признала талант Дэниела, отметив уникальную аутентичность его дизайнов. Также с 2015 года его дизайн все больше стремится к гендерной флюидности.

Коллекция Дэниела Чэня, осень-зима 2017-18 год. Фото: fashionnetwork.com

«Нам хочется вдохновлять людей на более романтичные образы с помощью изящной вышивки и деликатных тканей. Наличие в дизайне феминной энергетики позволяет человеку обнаружить свою уязвимость и более свободно выражать себя, — объясняет Дэниел Чэнь. — Стигматизация по гендерным признакам постепенно уходит в прошлое».

По мнению дизайнера, людей формирует не Запад и Восток, а их личный опыт. Дэниел рассказывает, что вырос в «другом Китае» и с детства был подвержен влиянию разных культур. Однако его дизайн несет в себе те эмоции, которые он испытывал, глядя на свою бабушку за шитьем.

Свобода самовыражения в сочетании с влиянием китайских традиций сформировала таких дизайнеров как Ци Юэци, чей дизайн исследует противоречивую древнюю практику «призрачных свадеб» (冥婚 mínghūn).

Дизайн Чэнь Пэна, уроженца города Цзиндэчжэнь (провинция Цзянсу), также вдохновлен традиционным для его малой родины гончарным ремеслом. Его объемные пуховики, без размера и гендерной принадлежности, подойдут как для вечеринки, так и для горнолыжной трассы. В этом заключается его вызов современной модной индустрии, навязывающей худобу.

Дизайнер Чэнь Пэн. Фото: SCMP

«Миллениалы хотят самовыражаться и отличаться друг от друга. Никому уже нет дела, о какой марке идет речь, западный это бренд или китайский. Сейчас для людей главное, это их образ, их собственные идеи, — объясняет Чэнь. — Мода не только про функциональность, она про отражение уровня духовного развития, вашей эстетики и вашего места в мире».

Несмотря на попытки некоторых китайских дизайнеров уйти от ярлыка «Сделано в Китае» (Made in China), идея о Поднебесной как о фабрике мирового производства важна для глобальной модной индустрии. Для ее развития необходим не только качественный дизайн, но и налаженное производство, эффективные бизнес-модели и понимание текстильной промышленности — все это способен обеспечить современный Китай. Сохранение концепции также важно для того, чтобы отдать должное национальной культуре.

Коллекция дизайнера Ван Фэнчэнь (王逢陈, бренд Feng Chen Wang), весна 2018. Фото: Hypebeast

Сейчас даже на фоне пандемии в Китае действуют программы господдержки для дизайнеров, поэтому многие: Цю Шутин, Дэниел Чэнь и Чэнь Пэн — уже вернулись на родину.

«Здесь продвигаться в модной индустрии мне намного легче. Дело не только в производстве, но и в признании, чувстве уверенности и гордости за то, что, находясь в Китае, я могу создавать что-то для всего мира», — делится Цю, добавляя, что счастлива быть китаянкой.

Подготовила Анастасия Попова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top