Академия Юэлу (岳麓书院) когда-то по праву была в числе самых престижных образовательных учреждений Китая. Долгое время она служила знаковой площадкой для обмена философскими идеями и собирала вместе образованную молодежь. Чем академия живет сейчас и насколько отвечает запросам времени, рассказывает Sixth Tone.
У подножья горы Юэлу в городском округе Чанша (провинция Хунань) расположена одноименная академия. Юэлу, одна из древнейших конфуцианских академий, входит в число четырех главных учебных заведений древнего Китая (四大书院). В наши дни на ее территории расположены учебные корпуса, храм Конфуция и современный музей.
Комплекс Юэлу пользуется огромной популярностью у туристов. Их привлекает архитектура сооружений, сады, глубокая история и культурная значимость заведения. Однако мало кто видит в академии нечто большее, чем памятник пережитку конфуцианской древности. Мало кто предполагает, что Юэлу может продолжать развиваться и идти в ногу со временем.
История и миссия Юэлу
Заведение принято называть академией, однако иероглифы 书院 переводятся «книжный двор». Так обозначались традиционные учреждения, которые часто финансировали местные аристократы, купцы и ученые.
Первые подобные заведения строились в отдаленных живописных местах с 8 века. Расцвет строительства академий пришелся на эпоху Сун (960 – 1279 гг.). Академия Юэлу была основана в 976 году и получила признание в начале 11 века. Тогда император Чжэнь-цзун лично передал главе учреждения именную табличку с названием академии.
В то время китайцы активно сдавали экзамены на госслужащих. С появлением ксилографии росла грамотность и формировался образованный класс. Все эти процессы привели к появлению неоконфуцианства. Последователи движения отвергали идею, что образование — лишь путь к высокой должности. Вместо этого течение сосредоточилось на взаимоотношениях человека и мироздания.
Такие заведения, как Юэлу, стали колыбелью неоконфуцианского учения. В 1167 году один из прославленных представителей течения Чжу Си устраивал публичные дебаты с профессором академии Чжан Ши. Чтобы послушать их дискуссии, на территории академии собиралось больше тысячи человек.
Дебаты не только надолго определили траектории философской мысли обоих ученых, но и стали поворотным моментом в истории Юэлу. Академия превратилась в центр обмена философскими идеями не только на уровне города, но и провинций. С тех пор публичные лекции стали частью ее образовательной программы.
Как менялась учебная программа академии
Изначально программа Юэлу была сосредоточена исключительно на чтении конфуцианских трактатов. К концу эпохи Цин (1644 – 1921 гг.) академия начала модернизировать учебный план.
На закате имперского периода в стране академию возглавлял Ван Сяньцянь. Под его руководством в Юэлу ввели математику, географию и перевод. Ван также распространял западные издания и литературу среди студентов, чтобы расширить их кругозор.
В 1903 году, практически преодолев тысячелетний рубеж, Юэлу переименовали в Хунаньский институт высшего образования. Ребрендинг был частью национальной инициативы по модернизации образовательных учреждений.
Через какое-то время группа хунаньских активистов получила разрешение на основание университета. Так в 1926 году появился нынешний Хунаньский университет (湖南大学). В тот же год заведение открыло свои двери для девушек: впервые за историю академии женщинам разрешили участвовать в традиционных дискуссиях.
После культурной революции 60-70-х годов Юэлу возродилась в статусе культурно-исследовательского центра уже внутри Хунаньского университета. Такая перестановка свидетельствовала, что Китай сильно изменился. Заведение открыло прием на магистратуру в 1990-м и на бакалавриат в 2009 году.
Юэлу в наши дни
Сейчас Юэлу не похожа на типичное высшее учебное заведение. Уникальная история и традиции академии делают ее своего рода экспериментальной лабораторией. Своим примером академия показывает, как в эпоху глобализации китайские учебные заведения сохраняют свою идентичность.
Юэлу стремится к прогрессу, но сохраняет традиции. К примеру, в заведении ежегодно проводятся церемонии ко дню рождения Конфуция. Каждое лето студенческий совет подготавливает саше с благоуханными травами и готовит рисовые цзунцзы 粽子 в память о местном ученом Цюй Юане (340 – 278 гг. до н. э.).
Студенты Юэлу так же, как сверстники, переживают о результатах экзаменов и будущей карьере. Многие после выпуска продолжают нести ценности академии в сердце.
Миссия академии в том, чтобы «указать верный путь». Продолжая традицию дебатов Чжан Ши и Чжу Си, Юэлу приглашает к себе преподавателей со всего света, чтобы они могли делиться своими идеями. Многие лекции транслируются для аудитории за пределами академии.
На Западе конфуцианство часто воспринимается как закрытая обособленная идеология. Однако Юэлу и ее открытость зарубежным идеям доказывают обратное.
Подготовила Анастасия Попова
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.