Китайский иллюстратор Пэн Кай открывает миру аутентичный Шанхай. Цель Пэна — запечатлеть лишенные современного лоска, уходящие в прошлое районы города. Круглосуточные супермаркеты, спрятанные в незаметных улочках, коллективные танцы в местном парке и небольшие забегаловки с баоцзы. Молодые поколения уже и не замечают подобные места, а Пэн хочет удержать уходящую эпоху. Подробнее о проекте художника рассказывает NeoCha.
«Сегодня китайские подростки мало чем отличаются друг от друга. У меня не было цели выделять в своих иллюстрациях старшее поколение, однако их образ жизни в большей степени отражает дух города», — объясняет художник.
Работы Пэн Кая иллюстрируют суть Шанхая, что в нынешних условиях ковидных ограничений как никогда актуально. Его иллюстрации напоминают, что нужно ценить повседневность. Ее истинную красоту можно разглядеть, только когда ее у нас отнимают.
Пэн родился и вырос в Шанхае, любовь к малой родине у художника проявилась еще в детстве:
«Я рос в обычном четырехэтажном доме в небольшом переулке. Рядом с домом моей бабушки было много зданий в стиле шикумэнь 石库门. По выходным мы с кузенами носились по этим улицами, это была наша игровая площадка. У меня остались очень теплые воспоминания о тех временах. Мы думали, что в туалетах кварталов шикумэнь водились призраки, поэтому боялись в них заходить, но даже об этом я вспоминаю с улыбкой», — делится Пэн.
Ностальгия сформировала впечатления художника о Шанхае. Возьмем, к примеру, двухэтажный ресторанчик «Лусин». Пэн часто проходил мимо него, всегда замечая фасад здания, шум гостей и запахи еды. Все эти ощущения до сих пор живут в его памяти.
«Я помню, что вывески «Лусина» ярко горели даже в 9 вечера. С первого этажа шел пар от горячих блюд, виднелись силуэты посетителей и чувствовалась оживленная атмосфера», — вспоминает художник.
В 2016 году Пэн наткнулся на серию работ американского художника Джейсона Полана Every Person in New York. Иллюстрации вдохновили его на создание аналогичного проекта, только уже о Шанхае. В Every Person in Shanghai Пэн показывает отрывки городской жизни, как правило, в черно-белых тонах. Несмотря на внешнюю простоту, зарисовки Пэна ярко отражают шанхайскую повседневность.
Пэн Кай с детства был наблюдательным. По его мнению, это ключевая черта для каждого художника.
«Для меня способность наблюдать и фиксировать наблюдения на бумаге стала инстинктом. Мне кажется, в наше время люди стали менее наблюдательными, они не отрываются от телефонов. Раз уж все смотрят на жизнь через экраны своих смартфонов, я решил напомнить людям о красоте, которую они упускают», — рассказывает Пэн.
Шанхай развивается бешеными темпами, из-за чего традиционный уклад жизни горожан уходит в тень. Южные части города и район Лувань 卢湾区, с которыми Пэн так хорошо знаком, в последние годы изменились до неузнаваемости. Чувство общности и человеческого тепла, когда-то витающие в воздухе, угасают.
В то же время своим искусством Пэн никогда не пытался выступить против модернизации. Он лишь пытается запечатлеть уходящую историю города.
«Мне кажется, что шанхайцы очень восприимчивы к происходящим переменам. Даже старшие поколения открыты к изменениям и смотрят на все новое с любопытством. Модернизация их не шокирует, им просто нужно время, чтобы ее осмыслить», — считает художник.
Сейчас Пэн Кай занимается дизайном и иллюстрацией, он фрилансер. Как только появляется свободное время, он возвращается к проекту о Шанхае. В нем уже больше 50 иллюстраций.
У художника нет конкретных планов на масштаб проекта. Пэн хочет продолжать делиться с миром своей любовью к Шанхаю. Искусство также помогало Пэну справиться со стрессом в условиях локдауна. Глядя на свои иллюстрации, Пэн вспоминает, что Шанхай непременно подарит ему ещ множество теплых воспоминаний.
Подготовила Анастасия Попова
Еще больше фото Шанхая на ЭКД:
- Шанхай до коммунистов. Интересные фото конца 1940-х
- Шанхай и его жители до «Восточной жемчужины». Фотопутешествие на 30 лет назад
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.