Официально Китай — атеистическое государство. Начиная с 20 века религия в стране активно вытеснялась идеологией. Несмотря на усилия правительства, религиозное сознание и мистические представления о мироздании сохранились. Сейчас на высшем уровне признаются 5 религий: буддизм, даосизм, католицизм, протестантизм и ислам. Важную роль также играют конфуцианство и так называемая китайская народная религия. ЭКД рассказывает о значении религии в современном Китае и положении основных религиозных институтов.
Китайской ментальности свойственны суеверия и мистические представления о мире. В национальной культуре своим особым значением обладают стихии природы, цвета, числа и даже блюда. Актуальными остаются фэншуй и гороскопы. Все это спокойно уживается с целым рядом религий. Среди них есть как традиционные, так и пришедшие в страну из-за рубежа.
Даосизм 道教
Примерное число последователей: более 173 млн (из них строго соблюдает ритуалы около 48 тыс.)
Основоположник даосизма, древнекитайский философ Лао-цзы, исповедовал учение о «Пути». Путь или дао — есть начало всего сущего. Следуя ему, нужно отдаться в руки своей судьбе, сохранять равновесие, не сопротивляясь обстоятельствам. Важным аспектом учения является баланс между инь и ян — взаимосвязи женского и мужского начала. Следуя пути, человек достигает гармонии между ними и обретает долголетие.
Ключевым в даосизме также является трактат «Дао дэ цзин» 道德经 (Канон пути и добродетели) и понятие об энергии ци 气. Течение никогда не играло роль государственной религии и больше напоминало народное движение. Многие крестьянские восстания зарождались именно по инициативе последователей даосизма. В отличие от конфуцианства, даосизму в большей степени свойственен оккультизм. Именно в нем развиты дыхательные практики, имеется свой обширный пантеон и ряд религиозных ритуалов с участием жрецов.
Конфуцианство 儒学
Примерное число последователей: в качестве философии учение распространено повсеместно
Конфуций, философ и высокопоставленный чиновник, в своем учении отдавал предпочтение более земным вещам. Конфуцианство может рассматриваться и как религия, и как философия. Учение традиционно имело социально-политическую направленность и укрепляло власть монархов. Именно поэтому веками правящие династии выбирали его в качестве государственной религии.
Конфуцианство зародилось на территории современной провинции Шаньдун в городском уезде Цюйфу, родине его основателя. Там же расположено сакральное место поклонения Конфуцию — храм Цюйфу-Кунмяо 孔庙, заложенный в 478 году до н. э.
Философия и этические принципы учения довольно быстро распространились и укрепились в обществе. В его основе лежит понятие верховной высшей силы — «Неба» 天 и «Воли небес» 天意, которыми и определяется судьба каждого человека. Император в такой парадигме, как сын Неба, обладает абсолютной властью.
Очень важным аспектом конфуцианства было понятие сяо 孝 (сыновья почтительность) и ряд правил этикета ли 礼, фиксирующий социальную иерархию. Также в учении присутствует культ природы и предков. Вплоть до 20 века конфуцианство регламентировало уклад во всей Поднебесной, как на бытовом, так и на политическом уровне.
Взаимодействие последователей даосизма и конфуцианства (а позже и буддизма) сформировало явление под названием «синкретизм». В рамках синкретизма верующие исповедуют не один религиозный культ, а комбинируют практики, взятые из нескольких учений.
Народная китайская религия 中国民间信仰
Примерное число последователей: более 300 млн
Народная религия или так называемый шэнизм (神 shén божественный дух) в культурном плане в Китае распространен повсеместно. Это синкретическое учение считается древнейшим в китайской культуре. Пантеон в шэнизме включает несчетное количество богов, духов (в том числе умерших предков), мифических существ, героев легенд и эпосов. Покровительство духов может даровать процветание и удачу, а потому необходимо их почитать и совершать в их честь ритуалы.
Условно в шэнизме можно выделить 4 ключевых принципа. Первый — вера в волю всесильного Неба (и других небесных светил). Каждому человеку Небом уготована особая роль, которую он должен распознать и исполнить. Храм Неба в Пекине 天坛 был возведен в 1420 году в эпоху Мин. Здесь более 500 лет императоры приносили жертвы высшим силам, молясь об урожае.
Второй принцип — вера в энергию ци, движущую силу всего живого и основу мироздания. Это фундаментальный концепт также для традиционной китайской медицины. Если речь идет о человеческом теле, как сосуде для ци, то ее недостаток или дисбаланс непременно приведет к заболеваниям. В неоконфуцианстве (т.е. в более позднем конфуцианстве) ци 气 противопоставляется понятию ли 理. Если ли определяет природу вещей в момент их зарождения, то ци вдыхает в них жизненную энергию.
Третий принцип заключается в почитании предков — цзинцзу 敬祖. В древности в большинстве домов обязательно был алтарь предков, где ежедневно жгли благовония и совершали поклоны. Во многом культ предков связан с представлениями о загробной жизни. Издавна считается, что умершие могут влиять на жизни живых, следовательно необходимо проявлять к ним уважение. В современном Китае многие обряды и суеверия ушли в прошлое, однако почитание старшего поколения остается важнейшей социальной нормой. Ежегодно в начале апреля по всей стране празднуется Цинмин 清明节 — день поминовения усопших.
Последний принцип народной религии — воздаяние за содеянное или баоин 报应. По аналогии с буддийской кармой, все добродетельные поступки будут вознаграждены, а зло наказано. Из этого следует, что несмотря на условную неотвратимость судьбы 命运, человек обладает волей и будет нести ответственность за свои поступки. По статистике к последователям народной религии себя относят больше 70% жителей Китая.
Буддизм 佛教
Примерное число последователей: более 244 млн
Буддизм начал проникать в Китай из Индии в начале нашей эры. К тому времени в стране уже существовали даосизм и конфуцианство. К 6 веку буддизм присоединится к ним и станет одним из трех великих учений — саньцзяо 三教. От даосизма и конфуцианства новую религию отличал закон о воздаянии — «карма» — и понятие «нирваны», состояния безмятежности и освобождения от мирских страданий. Ключевой фигурой в становлении китайской буддийской традиции считается Ань Шигао — монах из Парфянского царства. Именно он в середине 2 века перевел на китайский около 30 буддийских сочинений.
С течением веков положение буддизма в Поднебесной менялось: от покровительства правящих монархов до гонений. Первый буддийский храм в Китае Баймасы 白马寺, был заложен при императоре Мин-ди в 68 году н. э. Он расположен в городском округе Лоян (провинция Хэнань). В конце 6 века буддизм становится господствующей религией на территории Китая. Также начинают формироваться школы китайского буддизма: школа трактатов, школа сутр и школа дхьяны. Тем не менее в 845 году буддизм теряет благосклонность императорского двора и начинает подвергаться суровым гонениям.
Несмотря на все усилия, полностью искоренить религию так и не удалось. Буддизм слишком глубоко укоренился в социуме и был тесно переплетен с другими религиозными учениями. Его идеи благотворно влияли на национальную культуру и науку. Один из самых почитаемых китайских поэтов, Ли Бо 李白, вдохновлялся буддийской философией. Религия продолжила распространяться и в других азиатских странах: Корее, Японии и Вьетнаме.
Свержение монархии в начале 20 века привело к появлению монашеских ассоциаций и буддийских школ нового типа. В мае 1953 года была основана Буддийская ассоциация Китая. На время культурной революции ассоциация и все буддийские монастыри прекратили свою деятельность, но возобновили работу в 1980 году. В современном Китае насчитывается более 13 тыс. буддийских храмов. Крупнейшим из них считается Дафо 大佛古寺 (храм большого Будды), расположенный в Гуанчжоу (провинция Гуандун). Деятельность буддийских религиозных общин строго контролируется правительством.
Христианство 基督教
Примерное число последователей: 44 млн (38 млн — протестанты, 6 млн — католики)
Впервые христианство было представлено Китаю несторианскими миссионерами из Персии в 6 веке. В 638 году император Тайцзун выпустил указ о веротерпимости, позволяющий несторианам проповедовать и строить монастыри. Тем не менее в 9 веке несторианские монастыри были распущены по приказу императора Уцзуна.
В 1293 году в Китай прибыла первая католическая миссия. Благодаря ее деятельности к концу 13 века в стране насчитывалось больше 30 тыс. католиков. В 1579 году развивать католичество и знакомить Китай с Западом продолжили иезуиты. Влияние европейских проповедников росло, что начало вызывать недовольство. Деятельность иезуитов была запрещена в 1784 году.
В 19 веке Китай вновь наводнили христианские проповедники, преимущественно протестанты. Их организации набирали влияние, что раздражало многих патриотов. Желая сохранить национальную идентичность, они организовывали восстания, заставляя китайских христиан отречься от веры. Положение дел изменилось после Синьхайской революции в 1911 году.
После падения монархии многие китайцы вновь обратились к христианству. Даже основатель Гоминьдана Сунь Ятсен объявлял себя христианином. Символическую роль религия сыграла в сопротивлении Китая японской агрессии. Христианство со стороны Китая противопоставлялось мифическому божеству Аматэрасу из Японии. Количество христиан также росло за счет православных эмигрантов из России.
Деятельность христианских миссий вновь начала ограничиваться в 1950-х годах. Во время культурной революции все иностранные религиозные организации прекратили в Китае свое существование. Оттепель началась лишь в 1979 году в период правления Дэн Сяопина. Уже на следующий год в Пекине возобновил работу католический Собор Святого Иосифа.
У православной миссии своя история в Поднебесной. В конце 17 века плененные казаки вместе с православным священником Максимом Леонтьевым основали в Китае русскую общину. Для развития дипломатических отношений в 1712 году в Пекине была основана Русская духовная миссия. В 1954 году ее деятельность была упразднена, на тот момент в ее распоряжении находилось больше 100 храмов. В конце нулевых православная миссия была разрешена китайским правительством, но лишь на том условии, что все ее священники будут этническими китайцами. Один из крупнейших символов православия в Китае — Софийский собор в Харбине. Сейчас внутри храма располагается архитектурный музей.
В 2013 году в Пекине состоялась встреча патриарха Кирилла с председателем КНР Си Цзиньпином. Событие было беспрецедентным, так как после 1949 года лидер Китая не встречался с руководителями христианских церквей. В 2020 году в Китае насчитывалось около 16 тыс. православных христиан.
Некоторые эксперты прогнозируют, что к 2030 году КНР может стать первой страной в мире по количеству христиан.
Ислам 伊斯兰
Примерное число последователей: более 20 млн
Исламские миссионеры начали проникать в Китай в 6-7 веке. В 651 году в страну была направлена официальная миссия во главе с дядей пророка Мухаммеда по материнской линии. Император Гаоцзун, правитель династии Тан, оказал посланникам теплый прием. Первой китайской мечетью считается Хуайшэн 怀圣寺, расположенная в Гуанчжоу. Согласно одной из версий, мечеть была заложена в 7 веке самим дядей пророка Мухаммеда.
В 9 веке арабские мусульмане начинают активно вести в Китае торговлю, попутно проповедуя свою веру. Многие подолгу оставались жить в китайских портовых городах, а кто-то оставался навсегда. Заключая браки с китаянками, они постепенно формировали сообщества китайских мусульман. Позже ислам распространялся благодаря монголам и завоеванием кочевых племен мусульманами. Сейчас в Китае ислам исповедует целый ряд нацменьшинств: хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, киргизы, таджики, татары, дунсян, салары и баоань. До сих пор принадлежность к исламу в Китае чаще обусловлена именно этническим фактором.
С 1953 года в КНР функционирует Китайская исламская ассоциация, объединяющая всех верующих мусульман. Ассоциация находится под контролем госуправления по делам религии, ее штаб-квартира находится в Пекине. Сейчас число мусульман в Китае превышает 20 млн. Крупнейшая китайская мечеть (西安清真大寺) находится в городе Сиань (провинция Шэньси).
Статистические данные о количестве верующих основаны на социальных исследованиях и взяты из открытых правительственных и научных источников.
Анастасия Попова
Также читайте на ЭКД:
- Нефритовый император Юй-ди. Небесный владыка всех земных владык
- «Цзиду воскресе»: КНР проведет китаизацию всех религий
- Православие в Китае: история и современность
- В Китае лидеров ислама, христианства и даосизма будут обучать конфуцианству
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.