Некитайские даосы: как живут даосские общины на Западе?

Торжественное открытие Европейской ассоциации последователей даосизма. Фото: European Taoist Association

Даосизм — одно из древнейших китайских учений, которое занимает важное место в истории и культуре Китая. Сегодня десятки миллионов китайцев называют себя последователями пути-дао. При этом география учения простирается далеко за пределы Южной Азии. Например, в Европе существует своя ассоциация последователей даосизма. ЭКД перевел рассказ исследовательницы даосизма Чжу Ивэнь о жизни даосских общин на Западе. Материал был опубликован в шанхайском издании Sixth Tone.

В тот день на горе Уданшань (священная гора в даосизме, место паломничества, находится в провинции Хубэй, — прим. ЭКД) стоял необычно жаркий весенний день. Однако мой проводник — даосский священник по фамилии Лю — казалось, не обращал внимания на погоду.

«Не люблю кондиционеры, — сказал даос, заваривая напиток с горы Уи. — Чай сам скоро остынет».

Температура воздуха достигала +32 градусов по Цельсию, но я не стала с ним спорить. Для даосских священников типична любовь к естественной природе. Однако священник был европейцем! Лю предугадал мои сомнения: как только мы сели, он показал мне электронный сертификат, который подтверждал сан даосского священника.

По правде говоря, Лю не стоило переживать. Он был далеко не единственным даосским священником-иностранцем, который отправился в паломничество на гору Удан этой весной. Последователи даосизма прибыли отпраздновать рождение Сюаньу — одного из главных божеств в даосском пантеоне, достигшего просветления на горе Удан. Я, в свою очередь, направлялась на культурный семинар. После трех лет Covid-ограничений мне было интересно, как даосизм развивается за рубежом. Помимо этого, я хотела узнать, с какими проблемами сталкиваются иностранные священники-даосы.

Лю, член Европейской ассоциации последователей даосизма, стал отправной точкой моего исследования. 36-летний даос родился в немецком Ганновере, его настоящее имя — Патрик. Однако он перестал использовать данное при рождении имя, как только стал даосским монахом. В юные годы Лю изучал китайские боевые искусства с помощью книг и видеороликов на YouTube. Впоследствии он познакомился с даосизмом, благодаря чему, по его словам, вылечил тело и душу.

В 2007 году 20-летний Лю втайне уехал в Китай. Успевая работать и тренироваться кунг-фу, Лю путешествовал по даосским храмам в поисках просветления. Как рассказал Лю, со временем он достиг определенных успехов в духовном развитии. Он открыл состояние, в котором может покидать свое тело, видеть призраков и общаться с духовным защитником. Лю также прошел официальное обучение под началом досточтимого грандмастера Жэнь Цзунцюаня и мастера Кэ Умина.

В 2016 году Лю вернулся в Германию и основал даосский храм в городе Альфельд. Во время строительства из-за наводнения на крышу храма упало дерево. Кровлю монастыря проломило насквозь, однако ствол дерева остановился прямо перед вершиной статуи Сюаньу. На следующий день Лю с учениками увидели черепах и змей, которые не водятся в том районе. Священник интерпретировал это как знак свыше и подтверждение существования даосского божества.

Лю и ученики в храме в Альфельде. Фото: Sixth Tone/From “遇真观 Yu Zhen Guan — Dao-Temple Germany”

Основную часть учеников Лю составляют немцы. При этом около 80% из них — женщины, что не редкость за пределами Китая. Однако Лю жалуется на трудности, с которыми приходится сталкиваться во время проповеди даосизма в Европе. Священник видит ассоциацию европейских даосов как способ объединить последователей учения в Европе. Он прибыл на гору Удан, чтобы пообщаться с другими западными верующими в дао.

Среди них — Сара Бланк, вице-президент Швейцарской ассоциации даосов. Она отправилась на Удан не только на празднование, но и для того, чтобы привезти домой музыкальные инструменты и другие религиозные атрибуты. Они будут представлены в швейцарском религиозном центре Ming Shan.

Даосский центр в Швейцарии построили в 2019 году. Комплекс состоит из храма и медицинского учреждения. Кроме религиозных церемоний, в центре обучают традиционным даосским практикам, включая внутреннюю алхимию, цигун и гадание.

По словам Бланк, центр Ming Shan решили построить в Альпах при поддержке местных властей. Правительство надеется, что даосский комплекс привлечет внимание китайской диаспоры в Швейцарии и туристов из КНР. Пока этого не произошло: среди двух тысяч членов центра до сих пор нет ни одного китайца.

Бланк рассказала мне, что знакома с Европейской ассоциацией последователей даосизма, и назвала важным сотрудничество между такими организациями. Тем не менее швейцарская ассоциация сохраняет самые крепкие связи со Всекитайской ассоциацией даосизма. Бланк считает, что китайские даосы лучше знают, как распространять учение за рубежом. Плюс ко всему у организации больше всего ресурсов для поддержки зарубежных даосских общин.

Фото: Sixth Tone/Ming Shan Center

Между тем не все даосские священники из-за рубежа, с которыми я разговаривала, считали объединение необходимым. Карин Мартин Цзинсю, глава Ассоциации даосов Франции, признала слабую связь европейских даосских организаций, однако не согласилась с идеей установить централизованное управление общинами даосов в Европе. Вместо этого она предпочитает проповедовать в Китае.

Цзинсю впервые познакомилась с даосизмом через Британскую ассоциацию даосов, которая была основана в 1996 году. Ее произвели в монахи в 2002 году в храме Цинхуа, который находится в Сиане (провинция Шэньси). Впоследствии Цзинсю прошла еще два рукоположения в 2008 и 2016 годах.

Однако ее пребывание в Китае было ограничено проблемами с визой. В 2009 году Цзинсю отсрочила возвращение на родину, поступив в Китайский университет Гонконга. После получения степени Ph.D в области культурно-религиозных учений она вернулась во Францию, в город Монлюсон. Там Цзинсю построила храм в честь богини Доуму и «Трех чистых» — верховной триады божеств в даосизме.

Храм может вмещать до 200 последователей, раз в месяц в нем проводятся религиозные мероприятия, которые обычно длятся от двух до четырех дней. Кроме того, настоятельница храма бесплатно обучает основополагающему трактату даосского учения «Дао дэ цзин» и даосским оздоровительным практикам. Она также приняла шесть учеников, среди которых есть и французы, и китайцы.

Карин Мартин Цзинсю с наставником. Фото: Karine Martin

Даосизм начал экспансию из Китая во Вьетнам в период Восточной Хань (25-220 годы н.э.), после чего в эпоху Тан (618-907 годы н.э.) распространился на Корейском полуострове и в Японии. В 18 веке учение покорило всю Юго-Восточную Азию. После Второй мировой войны последователями даосизма начали становиться европейцы. На Западе интерес к даосизму был неразрывно связан с тягой к восточному мистицизму. В наше время западные даосские общины появляются вокруг странствующих китайских священников. Их также создают европейские даосы, побывавшие в Китае.

Исходя из моего общения с паломниками на горе Удан, зарубежным даосским общинам нужна более активная организация — то, чего никогда не было у даосов. Многие западные священники возлагают надежды на Всекитайскую ассоциацию даосизма, а не на местные объединения. Однако до сих китайская даосская организация не достигла существенного успеха на Западе. Ассоциация только начала путь построения глобального объединения последователей учения. Трехлетняя пандемия Covid-19 спутала все планы, и теперь неизвестно, возможно ли мировое возрождение даосизма.

Читайте также на ЭКД:

Подготовил Владислав Старков

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top