(Не)любовь: плюсы и минусы фандомной культуры в Китае

Концерт, организованный платформой Bilibili. Фото: Bilibili

Любовь фанатов — страшная сила. В большинстве стран старшее поколение с осуждением (в лучшем случае — со снисхождением) смотрит на увлечение молодежи очередным кумиром. Публика «сходит с ума» не только от вымышленных персонажей, но и от реальных людей, для которых поклонение фанатов может закончиться плачевно. А какая фандомная культура в Китае? ЭКД разобрался, что из себя представляют китайские фан-клубы, как китайцы выражают свою любовь к звездам и к чему это приводит.

Становление поп-культуры в Китае

Первой китайской поп-звездой национального масштаба можно считать певицу Терезу Тенг (邓丽君). Тайваньская исполнительница стала знаменитостью в 1970-х. Ее песни становились хитами во всей Юго-Восточной Азии, а композиция «Луна расскажет о моей любви» (月亮代表我的心) до сих пор остается главной китайской песней о романтических чувствах.

Хотя старшее поколение считало творчество Тенг вульгарным, ее любила и слушала вся страна. В 1980-х фанатская любовь была куда более сдержанной, чем в наше время. Даже если кому-то хотелось знать все о личной жизни любимой знаменитости, технологии этого не позволяли. С приходом многочисленных СМИ и интернета ситуация сильно изменилась.

Певица Тереза Тенг. Фото: Xinhua

С середины нулевых в Китае начали набирать популярность шоу талантов, самый яркий пример — ежегодный конкурс исполнителей Super Girl (超级女声), стартовавший в 2004 году. По концепции программа напоминала American Idol. Сначала зрители телепрограммы объединялись в фан-клубы офлайн, но затем поклонники шоу перешли и в соцсети. Именно в этот момент начала формироваться современная китайская культура фандомов (饭圈).

Китайские фанаты приобрели две важные черты: во-первых, к звездам на экране появилось сильное эмоциональное отношение. Теперь роль играл не только талант, но и внешность, а также характер знаменитости. Во-вторых, их привязанность к артистам стала настолько сильной, что одних билетов на концерт стало недостаточно. Теперь поклонники хотели приобретать атрибутику, содержащую символику и изображение любимой звезды, чтобы отождествлять себя c ней.

Финалистки китайского телешоу SuperGirl, ELLE, 2009 год. Фото: Sohu

Внутри китайских фан-сообществ начала формироваться своя иерархия. Их лидеры стали контролировать внутренний дискурс, а также распространять инструкции, как «правильно» любить своего кумира. Китайская фандомная культура во многом вдохновлялась иностранными шоу талантов и теми комьюнити, которые вокруг них формировались.

Главным источником вдохновения послужила индустрия развлечений Южной Кореи. Уже в 1990-х китайские знаменитости начали подражать айдолам к-поп, а на телеэкранах стали появляться дорамы и телешоу, аналогичные корейским. В обществе появился соответствующий термин — корейская волна (韩流).

Даже после неофициального запрета на выступления южнокорейских знаменитостей в КНР в 2016 году заимствования продолжились. Так, популярный китайский конкурс рэп-исполнителей The Rap of China (中国新说唱) 2017 года очень напоминает корейское шоу Show Me the Money. Создатели китайского реалити-шоу Back to Field (向往的生活), посвященного повседневной жизни вдали от города, очевидно вдохновлялись южнокорейским телепроектом Three Meals a Day.

Китайское телешоу The Rap of China. Фото: iQIYI

В Китай перешли не только концепции южнокорейских телешоу, сериалов и музыкальных групп, но и структуры фанатских сообществ, их функции и энтузиазм. Уже в 2010-х было очевидно, что любовь фанатов переросла из пассивного восхищения в настоящую работу «на благо» своего кумира. Поклонники южнокорейских артистов не жалеют сил, времени и даже личных средств на продвижение творчества своих любимчиков. В этом смысле участников фан-клубов можно назвать внештатными сотрудниками лейблов. Аналогичное отношение к звездам распространилось и в Китае.

Что не так с любовью китайских фанатов

Зачастую рост популярности многих азиатских звезд — заслуга их фан-базы. И южнокорейским, и китайским знаменитостям есть за что благодарить своих фанатов, однако их любовь накладывает на артистов огромную ответственность. За свои усилия поклонники требуют соответствующей отдачи, так как состоят со своими кумирами в парасоциальных отношениях. Айдолы страдают от чрезмерного контроля, запрета на свидания, токсичной критики в соцсетях и сталкеров.

Им приходится всегда идеально выглядеть, быть максимально дружелюбными, несмотря на колоссальную усталость, и не забывать о совершенствовании своих профессиональных навыков. В китайском шоу-бизнесе есть те, кому удается все вышеперечисленное. Однако даже для них неконтролируемая фанатская привязанность может стать источником огромных проблем.

О негативных последствиях сильной фанатской любви лучше всего рассказывать на конкретных примерах. Популярнейший китайский актер и певец Сяо Чжань (肖战) в 2019 году снялся в дораме «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» (陈情令), ставшей абсолютным хитом как в Китае, так и за его пределами. Роль принесла актеру мировую известность, но вместе с ней и много проблем на родине. Так называемый «инцидент 227» сам актер и его преданные фанаты, вероятно, запомнят на всю жизнь.

Вместе с Сяо Чжанем главную роль в сериале исполнил популярный китайский актер Ван Ибо (王一博). В эпизодах двух главных героев связывает исключительно дружба, однако в оригинальной новелле, по сюжету которой был снят сериал, их персонажи состоят в более близких отношениях. Зимой 2020 года в китайских соцсетях начал распространяться фанфик, фантазирующий о любви Сяо Чжаня и Ван Ибо — уже не в сериале, а в реальности.

В центре — китайский актер Сяо Чжань. Фото: Fnews magazine

На платформе микроблогов Weibo фанфик стал самой обсуждаемой темой. Фанаты Сяо Чжаня были крайне разочарованы тем, как их кумира изобразили в произведении, и решили защитить его честь и достоинство, направив жалобы властям. Так как в фанфике персонаж Сяо Чжаня был несовершеннолетним, ситуация быстро привлекла внимание правительства. Вскоре платформу Archive Of Our Own (AO3), на которой изначально был опубликован фанфик, заблокировали.

Блокировка платформы невероятно огорчила ее пользователей, так как AO3 была безопасным и инклюзивным пространством для самовыражения разного рода меньшинств. Разочарованные читатели решили отплатить фанатам Сяо Чжаня и «отменить» актера, разрушив его репутацию. На сторону поклонников AO3 встали и другие фанатские сообщества.

Комментаторы начали массово призывать все бренды, с которыми у Сяо Чжаня были контракты, разорвать с ним сотрудничество. Также от него требовали публичных извинений и намеренно ставили отрицательные оценки всем проектам с его участием, понижая их рейтинг. В какой-то момент за бойкотом следил весь Китай. В апреле 2020 Сяо Чжань опубликовал пост с извинениями в своем аккаунте в Weibo, но лишь вызвал новую волну обвинений.

Актеры Ван Ибо (слева) и Сяо Чжань. Фото: UP Media

Китайские эксперты в сфере маркетинга рассказывали о сложившейся ситуации как о примере нездоровой и токсичной фанатской культуры в Китае. Многие бренды придают слишком большое значение коллаборациям с инфлюенсерами. Вместо того, чтобы потратить больше времени на проработку подачи и качества продукта, они гонятся за быстрой прибылью. Выбирая популярных звезд в качестве амбассадоров, компании становятся заложниками чужой репутации. В ситуации с Сяо Чжанем пострадал не только сам актер, но и все бренды, заключившие с ним контракты.

В мае 2020 года актер дал интервью, в котором рассказал, как тяжело переживал скандал и волну ненависти в свою сторону. Сяо Чжань снова принес извинения огорченным интернет-пользователям, но в то же время отметил, что не может контролировать поведение своих фанатов, так как не считает их своими «подчиненными». В целом интервью получило позитивные отклики и набрало больше миллиарда просмотров на платформе Weibo. Однако некоторые посчитали его отказ брать ответственность за ошибку фанатов желанием сохранить фанбазу и прибыль, которую она ему приносит. К концу 2020 года Сяо Чжань вернулся к публичным выступлениям и продолжил актерскую карьеру.

Когда вмешивается правительство

В 2011 году вышеупомянутое шоу талантов Super Girl сняли с эфира по решению властей, несмотря на высокие рейтинги. Официальное заявление гласило, что проект «занял слишком много экранного времени». Представители канала планировали заменить шоу чем-то «общественно полезным и продвигающим моральные устои». Однако возможная причина закрытия — процедура голосования, в которой участвовали зрители при выборе победителя. По сообщениям западных СМИ, Пекин мог посчитать ее вредной пропагандой демократических выборов. Также уже в те годы правительство обратило внимание на чересчур рьяную любовь китайских зрителей к поп-звездам.

В 2018 году в Китае начали выходить выпуски двух шоу талантов: Idol Producer (偶像练习生) для парней и Produce 101 (创造101) для девушек. Телешоу набирали десятки миллионов зрителей, целью каждого проекта было создание популярного музыкального коллектива. Во многих выпусках можно было заметить следы монтажа. Организаторы могли замазать название брендов на одежде конкурсантов, серьги в ушах участников мужского пола или перекрасить чьи-то волосы, если они были не натурального цвета. Иногда замазать могли целого участника.

Китайское телешоу Idol Producer. Фото: iQIYI

Финалисты двух конкурсов становились настоящими звездами в Китае. Один из них певец Цай Сюйкунь (蔡徐坤), набравший больше 38 млн подписчиков в Weibo. Однако «конвейер» юных талантов просуществовал недолго: в 2021 году правительство КНР запретило оба телешоу. Цензура китайской поп-индустрии привлекла внимание многих западных СМИ, вызвав критику и обвинения в подавлении свободы самовыражения.

Однако в Китае решение правительства интерпретировали иначе. По мнению китайских властей, подобные шоу пропагандируют «поклонение деньгам, гедонизм и жажду быстрой наживы» среди неокрепших юных умов. Обе программы провоцировали необдуманное потребление и заставляли зрителей тратить миллионы юаней на поддержку своих кумиров. Шоу наподобие Idol Producer и Produce 101 заставляют фан-клубы конкурировать между собой. Фанаты и сами участники оказываются втянуты в агрессивные конфликты. Тем временем недобросовестные организаторы шоу эксплуатируют их и подсчитывают прибыль.

Компартия ясно дает понять, что не позволит бесконтрольно капитализировать увлечения китайской молодежи. Также правительство пристально следит за морально-нравственным обликом знаменитостей и тем, какой пример они подают аудитории. Так, в 2023 году с бойкотом столкнулся вышеупомянутый Цай Сюйкунь. В соцсетях распространились слухи, что Цай завел отношения на одну ночь, а позже склонял партнершу к аборту. Цай отрицал слухи, но принес извинения фанатам. Его клипы были удалены из приложения телеканала CCTV, а проекты с его участием приостановлены.

Певица LISA в кабаре Crazy Horse. Фото: TMZ

С «отменой» в КНР могут столкнуться не только китайские, но и иностранные звезды. Одна из самых популярных зарубежных певиц в Китае — участница южнокорейской группы Blackpink Ли́са (LISA 리사). О ее популярности и авторитете можно было судить по тому факту, что ее приглашали в шоу талантов Youth With You (青春有你) в качестве наставницы. В 2023 году ее аккаунт в Weibo был внезапно заблокирован из-за «недостойного» поведения. Внимание китайских властей привлекло выступление певицы в кабаре Crazy Horse в «неподобающем» виде. С критикой также столкнулись китайские актрисы Анджелабэйби и Дженни Чжан, предположительно посетившие мероприятие исполнительницы.

В случае с Лисой справедливость ограничений может вызвать сомнения, но есть примеры, когда «отмена» заслужена. Крис У (吴亦凡) был самым популярным китайским рэпером, пользующимся мировой известностью. Внезапно для его многочисленных фанатов в 2021 году звезда оказалась за решеткой, получив 13 лет заключения за изнасилования несовершеннолетних девушек. Все китайские соцсети исполнителя были заблокированы, а клипы, фильмы и телешоу с его участием запрещены.

Что такое fan economy

Есть ли в существовании сумасшедших фанатских клубов плюсы? Достаточно вернуться к примеру Южной Кореи, которая смогла сделать fan economy — «фанатскую экономику» — главным аспектом своей мягкой силы. Индустрия к-поп давно стала одним из основных источников прибыли для национальной экономики и туризма. Также южнокорейский шоу-бизнес создал огромное количество новых рабочих мест.

Китайская фандомная культура аналогично может стать двигателем национальной экономики и генерировать значительную прибыль. По прогнозам, к 2025 году выручка китайской поп-индустрии может достигнуть $436 млрд. Также фан-клубы иногда принимают организованное участие в благотворительных акциях и других общественно-полезных мероприятиях, что уже отмечали китайские государственные СМИ.

Китайский анимационный сериал по мотивам «Благословения Небожителей». Фото: Sohu

Пока что в Китае нет своих BTS. Но группа EXO, певцы-актеры Чжан Исин, Джексон Ван и вышеупомянутые Сяо Чжань и Ван Ибо определенно имеют долю мировой известности. Говоря о самых сильных сторонах современного культурного экспорта КНР, пока что стоит отметить BL-новеллы «Магистр дьявольского культа» и «Благословение небожителей», TikTok и игру Genshin Impact.

Анна Желамская

Также читайте на ЭКД:

Подписывайтесь на новый лайфстайл-канал от ЭКД в Телеграме: «Китай Life».

 

scroll to top